Главное меню
Главная О сайте Добавить материалы на сайт Поиск по сайту Карта книг Карта сайта
Книги
Аналитическая химия Ароматерапия Биотехнология Биохимия Высокомолекулярная химия Геохимия Гидрохимия Древесина и продукты ее переработки Другое Журналы История химии Каталитическая химия Квантовая химия Лабораторная техника Лекарственные средства Металлургия Молекулярная химия Неорганическая химия Органическая химия Органические синтезы Парфюмерия Пищевые производства Промышленные производства Резиновое и каучуковое производство Синтез органики Справочники Токсикология Фармацевтика Физическая химия Химия материалов Хроматография Экологическая химия Эксперементальная химия Электрохимия Энергетическая химия
Новые книги
Сидельковская Ф.П. "Химия N-вннилпирролидона и его полимеров" ()

Сеидов Н.М. "Новые синтетические каучуки на основе этилена и олефинов" (Высокомолекулярная химия)

Райт П. "Полиуретановые эластомеры" (Высокомолекулярная химия)

Попова Л.А. "Производство карбамидного утеплителя заливочного типа" (Высокомолекулярная химия)

Поляков А.В "Полиэтилен высокого давления. Научно-технические основы промышленного синтеза" (Высокомолекулярная химия)
Книги по химии
booksonchemistry.com -> Добавить материалы на сайт -> Металлургия -> Бородулин Г.М. -> "Нержавеющая сталь" -> 91

Нержавеющая сталь - Бородулин Г.М.

Бородулин Г.М., Мишкевич Е.И. Нержавеющая сталь — Изд-во «Металлургия», 1973. — 319 c.
Скачать (прямая ссылка): stal.djvu
Предыдущая << 1 .. 85 86 87 88 89 90 < 91 > 92 93 94 95 96 97 .. 109 >> Следующая

267
ростью кристаллизации у стенок изложницы, расположенных ближе к центровой.
Образование дефекта и отбраковка металла возрастают в летнее время года, когда увеличивается абсолютная влажность воздуха и парциальное давление водяных паров и водорода в дуговой печи, влажность шла-кообразующих материалов, ферросплавов и газообразного кислорода. Для уменьшения содержания водорода в нержавеющей стали, помимо общетехнологических мероприятий (сушки и прокалки материалов, замены извести известняком, осушки кислорода и т.п.), применяют продувку жидкого металла аргоном (в печи или в ковше). Например, на заводе «Днепроспецсгаль» при выплавке стали марок ЭИ654, ЭИ759, Х102СМ, Х9С2 и т. п. после легирования кремнием производят продувку металла чистым аргоном через трубки диаметром 19—25,4 мм в течение примерно 10 мин. Расход аргона составляет 2—3 м3/т при давлении около 0,2 Мн/м2 (2 ат) в печи. Продувку ведут при погружении конца трубки на глубину 300—400 мм в металл и при перемещении ее в ванне. В результате продувки снижается содержание водорода в металле на 1—3 сл*3/100 г и практически полностью устраняется отбраковка металла по газовым пузырям.
Повышенное содержание азота (выше предела растворимости) также приводит к образованию газовой фазы в слитке. Известны случаи получения газовых пузырей в слитках стали Х23Н13 при применении азотированного феррохрома [203] и т. д. Для ликвидации брака по газовым пузырям целесообразно производить экспресс-анализ металла на водород (а в дальнейшем и на азот) и при необходимости дегазировать металл путем вакуумирования, продувки аргоном или другими способами.
При разливке нержавеющей стали могут образовываться и подкорковые пузыри, вызванные обильным водяным охлаждением изложниц и быстрой разливкой стали в изложницы, смазанные густой смазкой, т. е. нарушениями общепринятой технологии. В прокате нержавеющих сталей встречают расслоения в изломе. Как правило, они вызваны наличием грубых скоплений неметаллических включений. Причиной расслоений в листе может быть и повышенная двухфазность стали. Так, как показали исследования [204], при прокатке листа стали
268
ЭИ811 вследствие большой скорости деформации и малого времени пребывания при высокой температуре происходит различная степень наклепа феррита и аустенита. Существующая при температурах 870—900° С (окончание прокатки) ферритная фаза наклёпывается меньше, так как в ней успевают пройти процессы отдыха. В результате возникают локальные напряжения, приводящие к надрывам металла, кото-
рые идут по границам фаз (рис. 70). Устранение подобных дефектов достигается ограничением степени двух-фазности стали и оптимальным температурным и скоростным режимами ее прокатки.
Характер и природа крае-
вых загрязнений (титанистой ПОРИСТОСТИ) В МакрО- Рис. 70. Надрывы металла по гранн-1 ' „ цам фаз в листе стали Х21Н5Т
структуре нержавеющей оивп) стали были описаны выше.
В нержавеющей стали, легированной титаном, встречается также общая неоднородность структуры: рассеянные по полю шлифа скопления окислов и карбонитридов титана. Для устранения этого дефекта необходимо обеспечить более полное раскисление металла до присадки титана, а также производить разливку металла при оптимальной температуре.
При контроле макроструктуры заготовок нержавеющей стали (особенно типа Х18Н10Т и 1—4X13) на поперечных шлифах достаточно часто выявляется неодинаковая травимость осевой и периферийной зон. В зависимости от формы слитка форма различно травящейся площади (ликвационного квадрата) может быть квадратной или круглой и иметь резкий или размытый контур, а также чередование светлых и темных полос.
Наиболее легко ликвационный квадрат выявляется в сталях 1—4X13, в хромоникелевых сталях с титаном и ниобием для выявления ликвационного квадрата нужно длительное травление.
При продолжительном травлении темная зона вытравливается одинаково интенсивно в заготовках крупного и мелкого сечения независимо от условий нагрева и деформации. Природа ликвационного квадрата описа-
269
на в работах [205—208]. Изменение травимости в осевой зоне заготовки объясняют различием в кристаллизации разных зон слитка и неодинаковым отношением к условиям деформации этих зон. Поскольку по основным качественным показателям (механическим свойствам, коррозионной стойкости, чистоте по неметаллическим включениям и т. п.) металл осевой и краевой зон не отличается, ликвационный квадрат в нержавеющих сталях обычно не считают браковочным признаком. Различие в травимости снижается при предварительной термической обработке металла (для стали Х18Н10Т нагрев до 1200° С с выдержкой 2—4 ч, для стали 2X13 нагрев до 1100°С и отпуск при 670°С в течение 6 ч).
Следует отметить, что при направленной кристаллизации нержавеющих сталей в медном водоохлаждаемом кристаллизаторе (при ЭШП, ВДП, ЭЛП и ПДП) ликвационный квадрат в прокате не выявляется, что свидетельствует о получении более однородной структуры слитка.
В поперечной макроструктуре проката некоторых нержавеющих (1—2X13, 1Х17Н2) и полуферритных (Х8, Х8Ф) сталей обнаруживают так называемые «паукообразные растравы», представляющие участки структурной неоднородности в виде цепи плотно прилегающих углублений (точек растрава). В продольном макротем-плете «паук» представляет собой тонкие прерывистые нити, тянущиеся вдоль направления прокатки.
Предыдущая << 1 .. 85 86 87 88 89 90 < 91 > 92 93 94 95 96 97 .. 109 >> Следующая

Авторские права © 2011 BooksOnChemistry. Все права защищены.
Реклама